Мировой контекст: краткий обзор зарубежного EdTech

Общая оценка рынка

Мировой рынок онлайн-образования к 2023 году обещает взять планку $282,62 млрд. По оценке Global Market Insights, в 2017 году он измерялся суммой $159 млрд, в 2018-м — $190 млрд, в 2019-м — $205 млрд.

Его среднегодовой темп прироста в ближайшие 5– 7 лет, по разным прогнозам, составит 7–10% (в глобальных отчётах берут усреднённый показатель с поправкой на то, что рост индустрии неравномерен).

Весь мировой рынок образования в 2019 году измерялся суммой $6,5 трлн (расчётный показатель к 2025 году — $8 трлн, к 2030-му — $10 трлн). Мы видим, что прогноз, приведённый в исследовании Edmarket.Digital-2017, оправдался. На цифровизированную часть рынка сейчас приходится до 4% от его совокупного объёма.

Как и прогнозировалось в 2017 году, онлайнсегмент показывает планомерный рост, и существенных колебаний вверх или вниз ожидать не стоит.

Лидеры на мировом рынке онлайн-образования

Наиболее крепкие и выигрышные позиции в глобальной индустрии EdTech у США, стран Азиатско-Тихоокеанского региона (APAC) и Латинской Америки. В 2020 году, предположительно, на APAC будет приходиться 54% всего международного рынка онлайн-образования. По мнению экспертов, на отрезке 2019–2024 гг. по темпам среднегодового роста в онлайнобразовании будет лидировать также АзиатскоТихоокеанский регион: +19,40% против +10,26% CAGR в среднем по миру. Отметим, что увеличение доли региона от общей величины рынка происходило планомерно на протяжении 2010-х. Если в 2016 году доля США от всего рынка составляла 50–55% (при 23–24% у APAC), то в 2017 году она «просела» до 43%, а по итогам 2018 года уменьшилась до 40%.

Причина — в замедлении темпов роста североамериканского рынка EdTech как наиболее зрелого среди мировых (+5% в год на отрезке 2017–2022 гг. против, например, 14% у европейского региона). Кроме того, укрепляются позиции развивающихся рынков, в первую очередь, китайского.

Как наиболее развитый в глобальном масштабе, американский рынок если не достиг насыщения, то как минимум стабилизировался. Тому есть несколько причин. Во-первых, как никогда остра конкуренция (в США насчитывается свыше 2 тыс. EdTech-продуктов), которая вынуждает компании снижать цены. Во-вторых, важный фактор роста рынка — проникновение онлайн-бизнеса на территорию формального образования, что сопряжено с трудностями в монетизации образовательных продуктов и услуг. В-третьих, на зрелых рынках рост всегда даётся большей ценой, так как требует инноваций и крупных инвестиций. В числе самых заметных игроков в международном масштабе сегодня отметим: Age of Learning, BlackBoard Learn, Byju’s, ClassDojo, Classteacher Learning Systems, Coursera, Docebo, (12 Inc., (nowbox, LinkedIn Learning, McGraw-Hill Education, Pearson, Udacity, Yuanfudao, 17zuoye. В мировой индустрии онлайн-образования выделяются крупнейшие центры притяжения. К середине 2018 года топ-6 главных для рынка локаций выглядел следующим образом (список в порядке убывания «отраслевого веса»): Пекин, район залива Сан-Франциско (Bay Area), НьюЙорк, Бостон, Лондон, Шанхай.

Стоит отметить, что, согласно обзору Navitas, крупнейшие игроки онлайн-образования в Китае сосредоточены в направлениях обязательного и дополнительного школьного образования и обучения английскому и зачастую локализованы на родном рынке, тогда как в Штатах фокус успешных игроков — на life-long learning и высшем образовании, а стремятся сервисы преимущественно к глобальной экспансии.

Китайский рынок EdTech

По подсчётам Агентства инноваций Москвы на основе данных Crunchbase о 200 крупнейших компаниях не старше десяти лет по величине полученных ими инвестиций, активный рост китайского рынка EdTech начался в 2014 году, и уже в 2019-м на компании из Китая пришлось более 40% от общего объёма всех крупнейших венчурных инвестиций в глобальный рынок EdTech. На сентябрь 2019 года 80% компаний EdTech с самой высокой капитализацией были китайскими [TechCrunch, Агентство инноваций Москвы]. В текущий топ-3 китайских компаний по объёму привлечённых инвестиций входят VIP(ID, 17zuoye, Yuanfudao.

Абсолютное большинство проинвестированных китайских игроков как по объёму, так и по количеству сделок, — это компании, предлагающие решения для изучения предметов школьной программы. На втором месте, пусть и с большим отрывом от первого, находятся решения для изучения английского языка*. В 2018-2019 годах инвесторы точечно вкладывали в продукты по созданию учебных курсов и управлению учебным процессом.

Yuanfudao — стартап, основанный в 2012 году, предлагает различные продукты для школьников: онлайн-курсы (основной генератор выручки), базу данных основных проблем, возникающих на экзаменах, и приложение для помощи с домашней работой. В основе последнего лежит технология искусственного интеллекта: приложение сканирует задание, распознаёт проблему и предлагает наиболее подходящее решение. Для обучения и совершенствования алгоритма у стартапа есть отдельный исследовательский институт. К 2020 году стартап в ходе нескольких раундов привлёк $544,2 млн от крупных интернет-компаний и венчурных фондов Китая и США. По данным компании, у неё на текущий момент более 200 млн пользователей.

Liulishuo — приложение для изучения английского языка с использованием технологий автоматического распознавания речи, обработки естественного языка и адаптивного обучения (Adaptive Learning Systems), которое разработано с учётом особенностей обучающихся, для которых родным языком является китайский. Упор делается на развитие навыков понимания на слух и устной речи, а затем уже чтения и письма. Эффективность обучения подтверждается Британским советом. По количеству пользователей — 40 млн — компания является лидером на рынке.

Сейчас 60% китайских EdTech-компаний работают на рынке школьного и дополнительного школьного образования (для сравнения: для глобального рынка в целом — 38%, в России — не менее 24%), и только 12% предлагают программы дополнительного профессионального образования (для сравнения: для глобального рынка аналогичный показатель составляет 26%, для российского — не менее 45%). Китайский EdTech — это прежде всего рынок b2c-продуктов. 60% всех китайских компаний предоставляют b2c-решения, тогда как, например, в Штатах доля сектора b2c от рынка EdTech, по подсчётам Агентства инноваций Москвы, измеряется только 31%*. В моделях монетизации предпочтение отдаётся плате за отдельные курсы, а не за короткие единицы контента или подписку.

Основные группы образовательных онлайн-проектов

Ландшафт инноваций в образовании становится всё более разнообразным и сложно структурированным. Составители интерактивного реестра Global Learning Landscape выделили свыше 50 категорийных кластеров-подмножеств (часто пересекающихся), к которым может быть отнесён современный EdTech-проект.
Однако львиная доля проектов укладывается в четыре группы:
  • обучающие сервисы и платформы различных типов, например Byju’s и Coursera;
  • игроки, занимающиеся доставкой контента и управлением образовательной средой (learning environment), например BlackBoard, Docebo Learn и Google Classroom;
  • создатели инструментов, применяемых в обучении (VR-систем, технологий прокторинга и пр.), например Strivr и ProctorU;
  • разработчики инновационных методик и образовательных технологий в педагогике и андрагогике, например knewton.
Тренды мирового рынка онлайн-образования

Искусственный интеллект. Среди основных точек применения искусственного интеллекта в EdTech — персонализация обучения. За 2015–2018 гг. расходы на применение AI в образовании росли стремительнее, чем траты на любую другую технологию: с $0,8 млрд до $6,1 млрд.

Кейс. Пример глубокой интеграции искусственного интеллекта и технологий machine learning показывает сервис Duolingo. Он обеспечивает персонализацию всего образовательного процесса, начиная с предварительного тестирования языковых способностей учащегося и заканчивая адаптацией контента уроков под его индивидуальный прогресс и динамику развития отдельных языковых навыков.

Задействовать искусственный интеллект начинают во всех сегментах онлайн-образования. Согласно исследованию Horizon Report, 2019–2020 годы должны стать поворотными во внедрении AI в систему высшего образования (период его активного освоения может составить два-три года).

Кейсы. Университет Джорджии внедрил и успешно использует построенного на ИИ-алгоритмах цифрового помощника от компании AdmitHub. Это чат-бот, который отвечает на вопросы студентов-новичков и абитуриентов о зачислении, учебных программах, финансовых взаимоотношениях с вузом. — MATHiaU от Carnegie Learning используют, чтобы «подтягивать» не успевающих по математическим дисциплинам студентов. Система помогает преподавателю адаптировать учебный процесс под потребности студента.
Большинство лидеров современного EdTech — именно образовательные компании, а не интернеткорпорации широкого профиля. Однако гиганты digital-мира продолжают укреплять свои позиции в онлайн-образовании. В том числе за счёт инвестиций в многообещающие стартапы. Вспомним о приобретении Microsoft 2019 года — платформе для управления данными DataSense, а также о поглощении Lynda.com со стороны LinkedIn ещё в 2015 году. Также нельзя не отметить коллаборацию между Pearson и Google.
На средне- и долгосрочном горизонте, таким образом, различимы два наиболее вероятных сценария развития рынка, пока сильно фрагментированного:

− на нём начнут доминировать технологические гиганты;
 − он консолидируется вокруг нескольких крупных профильных компаний.

Скорректировались ожидания отрасли от виртуальной и дополненной реальности. Сегодня AR и VR мыслятся скорее как тренд дальнего прицела. Одному только рынку корпоративного обучения с помощью VR, в 2018 году составлявшему $216 млн, к 2022 году прочат рост до $6,3 млрд. К развитию механизмов иммерсивного обучения есть все предпосылки с точки зрения готовности конечных потребителей: ожидается, что к концу 2020 году на планете будет работать почти 1,5 млрд поддерживающих AR смартфонов, а к 2023-му — 3,4 млрд.

Кейс. Показательный кейс — разработка медицинского стартапа EchoPixel, в основе которой лежит технология иммерсивной томографии. Используя аппаратуру для УЗИ, 3D-очки и особый дисплей, хирурги и диагносты воспроизводят трёхмерную голограмму тела пациента или отдельного органа. Система может служить и для безопасной учебной отработки врачебного вмешательства в организм больного.

На подъёме микрообучение, которое предполагает: (а) подачу образовательного контента с разбивкой на самостоятельные малые единицы, (б) освоение отдельного микронавыка, (в) чаще всего — независимость от отдельной платформы. В количественном измерении направление пока выглядит скромно. В 2019 году объём рынка микрообучения был равен $1,5 млрд, притом что он имеет перспективу достигнуть $2,7 млрд к 2024 году при среднегодовом темпе роста +13,2%.

Кейс. Технологии микрообучения активно применяются в корпоративном образовании. Примечателен совместный проект корпорации Walmart и канадского стартапа Axonify: программа мобильного обучения правилам производственной безопасности с интерактивными блоками, каждый из которых рассчитан не более чем на 3-5 минут. Обучение прошли 80 тыс. сотрудников Walmart, и благодаря ему корпорация снизила число чрезвычайных происшествий среди персонала на 54%.

Среди самых сильных трендов — популяризация мобильного обучения. К 2020 году объём мирового m-learning обещал приблизиться к $38 млрд, и, по оценкам экспертов, расчёты оправдались. Наибольшая часть рынка — у Северной Америки, однако Европа и страны Азиатско-Тихоокеанского региона ненамного отстают от неё. К 2024 году ожидается, что величина рынка достигнет по меньшей мере $70,1 млрд, при среднегодовом темпе роста, согласно различным оценкам, в пределах 17–23%.

На 2019 год порядка 47% организаций мира прибегали к мобильному обучению. Чтобы показать масштабы тренда, упомянем, что за месяц около 195 млн жителей Китая получают образовательный контент с помощью мобильных устройств.

Корпоративный сегмент демонстрирует устойчивый рост. В 2017 году наиболее крупная его доля (38%) была у стран Северной и Южной Америки, однако к 2022 году она, по расчётам экспертов, снизится на 4 пп. в пользу других регионов. В 2017 году корпоративный сегмент рынка онлайн-образования превышал $14 млрд, по итогам же 2020 года обещает достигнуть, согласно самым скромным оценкам, $20 млрд. Ожидаемый среднегодовой рост направления варьируется в диапазоне 11–15%.

В целом становится более тесной связь между обучением и трудоустройством. Об интересе лидеров EdTech-индустрии к карьерно-ориентированному образованию свидетельствует, например, тот факт, что в 2019 году гигант 2U, специализирующийся на навыковом обучении и высшем образовании, приобрёл за $750 млн компанию Trilogy Education, которая занималась организацией «буткемпов» — высокоинтенсивных онлайн- и офлайн-программ обучения программированию, дата-аналитике и кибербезопасности.

Онлайн-обучение всё более плотно смыкается с практиками talent development («управления талантами»). Согласно исследованию, проведённому LinkedIn в 2018 году, совершенствование soft skills сотрудников — один из главных приоритетов для бизнеса. По оценке Transparency Market Research, мировой рынок развития soft skills в 2016 году измерялся суммой порядка $11,3 млрд. При среднегодовом приросте в 11,9% на интервале 2018–2026 гг. к концу этого периода он превысит $33,7 млрд.

Огромный, стремительно растущий целевой рынок предстаёт перед компаниями, которые работают в направлении career-long learning, или обучения на протяжении всей профессиональной деятельности: $365 млрд уже на 2018 год.

Всё более востребованными видятся практики взаимного, или кросс-, обучения (p2p-learning). Вполне вероятно, что в ближайшем будущем на p2p-платформах пользователи будут искать для освоения точечного «микронавыка» подходящих им экспертов (таких же пользователей), чьи компетенции будут верифицированы, например, с помощью блокчейн-технологий.

Набирает популярность обучение на основе проектной работы (project-based learning). За рубежом характерным примером школы, опирающейся на такой принцип, является французская École 42.

Асинхронное (self-paced) обучение продолжает уступать позиции более инновационным образовательным практикам. Так, если верить Ambient Insight, ниша сократится до $33,5 млрд к 2021 году — сравним с $46,7 млрд в 2016 году (на интервале 2016–2021 гг. ей прочили отрицательный CAGR на уровне -6,4%, что даёт нам $38,2 млрд по итогам 2019 года). По другой же оценке, сделанной Market Insights Reports, объём мирового рынка самостоятельного онлайн-обучения в целом ощутимо ниже: около $5,3 млрд в 2018 году, — и прогнозируется, что по итогам 2025 года он составит $9,5 млрд при среднегодовом росте +8% (это в любом случае слабее динамики развития индустрии онлайн-образования в целом).

Геймификация не совершила революции в EdTech и как самостоятельный тренд остается актуальной только в детском образовании. Игрофикация рассматривается сегодня как одна из механик, повышающих эффективность образовательного продукта. Раскрытие её потенциала, по-видимому, дело не самого ближайшего будущего. На то есть две причины: (а) игроки индустрии продолжают искать наиболее действенные модели геймификации своих продуктов; (б) максимально заинтересованные в игровом взаимодействии молодые поколения ещё не достигли пика влияния (между тем к 2025 году миллениалы, предположительно, будут составлять 75% мировых трудовых ресурсов). В 2018 году рынок цифровых образовательных продуктов, построенных на игровых принципах, измерялся $2,4 млрд, и ожидается, что к 2024 году он увеличится до $4,3 млрд. Однако инвестиции в геймифицированные образовательные продукты с 2018 г., в основном, направлены на проекты для обучения детей (сегмент pre-(12).

Растёт рынок LMS (learning management systems). В 2018 году объём рынка образовательных решений такого класса составил $7,2 млрд. Причём $3,3 млрд из них пришлись на Северную Америку. К 2023 году он, по оценкам экспертов, как минимум утроится.

Вместе с тем у рынка LMS велик задел и для кардинальных изменений. На конец 2018 года, согласно опросу ATD, в котором приняли участие 388 специалистов по talent development, 58% организаций, где трудились респонденты, были недовольны используемыми LMS. Треть опрошенных отметила, что функциональность LMS не удовлетворяет потребностям их организаций.

Среди направлений EdTech с опережающими темпами роста — рынок языкового обучения, где преобладают сервисы и инструменты для освоения английского онлайн. Количественные оценки субиндустрии варьируются в широких пределах. Например, если верить данным Orbis Research, на 2018 год онлайн-рынок обучения английскому языку измерялся суммой $6,8 млрд и при среднегодовом росте в 18% должен к 2025 году дойти до отметки $21,7 млрд.

Между тем исследователи Market Study Report утверждают, что в 2018 году объём рынка составил около $3,25 млрд и будет расти в 2018–2027 гг. в среднем на 15,2% в год (до $11,445 млрд к концу периода). Кроме того, в соответствии с изысканиями Orbis Research, в 2018 году приблизительно 30% рынка пришлось на Китай, а 26% — на Европу (это то редкое направление онлайн-образования, где США не доминируют).

Инвестиции на мировом рынке онлайн-образования

По данным Metaari, за 2019 год в глобальный рынок EdTech были инвестированы рекордные $18,66 млрд, что примерно на $2 млрд больше, чем в 2018 году. При этом, согласно HolonIQ, около $8 млрд от совокупных инвестиций за 2018 год составили вливания венчурного капитала в бизнес компаний- «единорогов». По свежим данным Metaari, в 2019 году этот показатель был равен $8,56 млрд.

Суммарный объём вливаний в китайские EdTechкомпании за 2019 год составил $3,9 млрд, что почти в два раза меньше, чем в 2018-м: тогда инвестиции в китайские проекты исчислялись рекордной суммой $7,22 млрд. При этом индийские игроки онлайн-образования за 2019 год получили инвестиций более чем на $1,6 млрд.

Анализ топ-200 международных компаний, привлекших наибольший объём инвестиций, показывает, что инвесторы предпочитают вкладываться в готовые образовательные программы / курсы (сегмент «Изучение»). Так, годовой прирост инвестиций в 2018 году почти полностью обеспечен вложениями в проекты названного сегмента. Потенциально привлекательный сегмент — проверка знаний и компетенций: средние темпы роста инвестиций в него за последние три года составляют 120%, хотя общие объёмы вложений пока невелики. Также у инвесторов растёт интерес к проектам по изучению иностранных языков, однако это обстоятельство в значительной степени связано со стремительным развитием сегмента на рынках Азии.

На протяжении 2018 года в американский EdTech было вложено $1,45 млрд в ходе 112 сделок (учтены только публичные).

Усиленный приток венчурного капитала в EdTech подстёгивает участников отрасли к IPO. Ожидается, что к 2025 году в мире будет существовать свыше 100 торгующихся на бирже образовательных бизнесов с рыночной капитализацией более $1 млрд каждый.

2018 год был рекордным для индустрии онлайнобразования также и с точки зрения сделок по слиянию и поглощению: 126 (против 74 в 2017 году).

В 2018 году наиболее привлекательными для инвесторов оказались образовательные стартапы с применением технологий искусственного интеллекта. Суммарно такие компании (эксперты насчитали 197) получили $2,9 млрд венчурного капитала.

Значимые сделки 2018–2019 гг.

2018

В мае 2018 года американская платформа 2U привлекла $331 млн с помощью продажи акций на открытом рынке (четырьмя годами ранее она провела IPO).
В июле 2018 года китайский стартап Zuoyebang, предоставляющий образовательные сервисы для школьников, получил $350 млн от пула инвесторов, включая Goldman Sachs и Sequoia Capital China.

В августе 2018 года инвестор The Rise Fund вложил в американскую платформу для изучения математики DreamBox Learning $130 млн.

В октябре 2018 года компания Veritas Capital приобрела американского провайдера образовательных технологических решений Cambium Learning Group, предположительно, за $725,2 млн.

В конце 2018 года индийская онлайн-платформа для школьного образования Byju’s привлекла $540 млн от фонда Naspers (в 2019 году после ещё одного раунда инвестиций её рыночная стоимость превысила $5 млрд).

В декабре 2018 года китайский образовательный сервис для школьной аудитории Yuanfudao «поднял» в ходе очередного раунда $300 млн (лидинвестор — Tencent).

2019

В январе 2019 года в китайскую образовательную онлайн-платформу Zhangmen было вложено $350 млн (лид-инвесторы — CICC Alpha и CMC Capital Group).

Китайская образовательная платформа TAL Education, сфокусированная на сегменте (-12, в феврале 2019 года получила $500 млн от сохранившего инкогнито инвестора.
В марте 2019 года сервис Turnitin был куплен Advance Publications за $1,7 млрд.

 В апреле 2019 года один из самых заметных стартапов в сфере AR-технологий — Magic Leap получил $280 млн от японского оператора мобильной связи NTT DoCoMo.

 В мае 2019 года китайская платформа для выполнения и проверки домашних заданий была профинансирована на $150 млн гигантом электронной коммерции Alibaba.

В октябре 2019 года китайская платформа по обучению детей английскому Vipkid получила $150 млн от Tencent, исходя из рыночной стоимости всего бизнеса в $4,5 млрд.

В ноябре 2019 года американский образовательный стартап Guild Education закрыл раунд на $157 млн (лид-инвестор — General Catalyst).

В ходе двух раундов на протяжении 2019 года американская компания (nowBe4, обучающая принципам инфобезопасности, получила инвестиции в размере $350 млн.

Основные выводы

К 2023 году объём глобального рынка онлайнобразования имеет все шансы превысить $282 млрд при среднегодовых темпах роста на уровне 7–10%. По итогам 2019 года он составил $205 млрд. Это около 4% от всей мировой индустрии образования, которая на 2019 год исчислялась суммой порядка $6,5 трлн. К 2025 году она обещает увеличиться до $8 трлн, а к 2030-му — до $10 трлн.

 На Азиатско-Тихоокеанский регион — и в частности, на Китай — в 2020 году будет приходиться свыше 50% мирового рынка онлайнобразования. По темпам роста он уже заметно опережает среднемировой показатель: +19,40% CAGR против +10,26% по глобальному рынку.

 С точки зрения инвестиционной привлекательности китайский EdTech также занимает флагманские позиции: финансовые вливания в игроков онлайнобразования из КНР за 2019 год., по оценке Metaari, измерялись суммой $3,9 млрд — из $18,66 млрд совокупных инвестиций в EdTech. На сентябрь 2019 года 80% компаний EdTech с самой высокой капитализацией были китайскими.

 Хотя США остаются крупнейшим образовательным рынком, их доля постепенно уменьшается (за 2016–2018 гг. она сократилась с 50–55% до 40% от мирового EdTech) и перераспределяется в пользу других развивающихся рынков, и не только APAC. Так, темпы роста североамериканского рынка онлайнобразования на интервале 2017–2022 гг. составят в среднем +5% в год против 14% у европейского региона.

 В 2018–2019 году среди наиболее инвестиционно привлекательных были образовательные стартапы с использованием технологий искусственного интеллекта: в общей сложности только за 2018 год такие компании — их было около 200 — получили $2,9 млрд венчурного капитала.

Большая часть современных EdTech-проектов относится к одной из четырёх категорий:
  1. Обучающие сервисы и платформы различных типов.
  2. Игроки, занимающиеся доставкой контента и управлением образовательной средой (learning environment).
  3. Создатели инструментов, применяемых в обучении (VR-систем, технологий прокторинга и пр.).
  4. Разработчики инновационных методик и образовательных технологий в педагогике и андрагогике.
Хедлайнеры EdTech сегодня — именно образовательные компании, а не интернеткорпорации широкого профиля. Впрочем, гиганты digital-мира продолжают укреплять позиции в онлайн-образовании, инвестируя в образовательные стартапы.

Среди точек роста мирового EdTech — мобильное обучение, микрообучение, корпоративное образование. Такие тренды, как VR/AR и геймификация, реализуют потенциал, видимо, на протяжении 2020-х годов.

Источник: Исследование российского рынка онлайн-образованияhttp://research.edmarket.ru/