Исследование российского рынка онлайн-образования

Онлайн-сегмент окончательно признан всеми участниками рынка. Инвесторы, образовательные организации и, что самое главное, пользователи рассматривают онлайн-обучение как естественную альтернативу офлайну.

Всё большую роль в образовании играют данные. Педагогические дизайнеры, методологи, продюсеры рассуждают в категориях метрик результативности и пробуют использовать Big Data, что означает эксперименты, а также боевое использование самообучающегося искусственного интеллекта. Согласитесь, это символично: самообучающийся искусственный интеллект помогает обучаться человеку.

В EdTech пришли большие деньги и начались мега-раунды насотни миллионов долларов. Вместе с ними в отрасли намечаются фундаментальные сдвиги. Если так пойдет и дальше, то лидерство не только по суммам инвестиций и объему пользовательской активности, но и по масштабу инноваций может перейти от США и Великобритании к Китаю и Индии.

С точки зрения бизнеса, 2019 год стал годом пикового ажиотажа вокруг онлайн-образования. В чем-то отрасль выиграла от повышенного внимания. Но с ажиотажем неизбежно приходять случайные люди с краткосрочной финансовой мотивацией. Их деятельность влияет на рынок. И это тоже часть сегодняшнего ландшафта.

Во многих сегментах образовательного рынка резко выросла конкуренция между образовательными проектами. Как следствие, очевиден спрос на квалифицированных специалистов EdTech-рынка и дефицит таких специалистов. Уменьшить этот дефицит — одна из миссий проекта «Нетологии-групп» EdMarket.

Одним словом, то, что происходит на рынке сегодня, очень пестро, разнообразно и невероятно интересно. И задачей исследования было дать максимально полный и в тоже время компактный срез текущего момента и показать главные тенденции EdTech, которые, по нашему мнению, определят будущее онлайн-образования страны и мира.

В обозримом будущем срок нашей творческой жизни значительно увеличится, мы будем профессионально активны в диапазоне 15-75 лет. Благодаря развитию технологий, цифровизации мира и установлению прочной связи образования и карьеры мы сможем стремительно получать новые навыки и даже новые профессии, переквалифицироваться нужное количество раз и постоянно повышать собственную ценность.

Технологии уже сейчас помогают определять урівень компетенций и навыков и понимать, какие именно знания нужно точечно «добрать» на онлайн-курсах и вебинарах, чтобы остаться востребованным и высокооплачиваемым профессионалом.

В горизонте 10-15 лет дипломы и резюме в привычном понимании потеряют свою значимость, работодатели будут смотреть на набор навыков, который есть у человека. У каждого будет цифровой след и цифровое портфолио, а также прозрачность в понимании того, какие навыки нужны на рынке труда и у кого из соискателей они есть.

Самым простым, быстрым и эффективным способом получить новые навыки и встроиться в стремительно меняющуюся реальность будет именно онлайн-образование, а искусственный интеллект сможет анализировать цифровой след и подсказывать, как человеку создать свой собственный образовательный трек, который повысит его ценность как специалиста.

 

Российский рынок онлайн-образования


Общая оценка рынка

В 2016 году российский рынок онлайн-образования, по оценке исследовательской группы Edmarket.Digital, достиг 20,7 млрд руб. Расчётный показатель на 2019 год составлял 36,4 млрд руб. при CAGR на интервале 2016–2021 гг. на уровне +20%. По результатам новейших измерений мы констатируем, что величина рынка близка к спрогнозированному нами значению (см. далее).

Согласно нашим оценкам, по итогам 2019 года объём российского b2c-рынка онлайн-образования достиг 38,5 млрд руб. при среднегодовых темпах роста на уровне 20%. В конце 2023 года, по нашему прогнозу, его величина перевалит отметку 60 млрд руб. в год при среднегодовых темпах роста на уровне 12–15%.

Суммарный объём рынка онлайн-обучения в России включает сегменты дополнительного образования взрослых и детей школьного и дошкольного возраста, коммерческих онлайн-технологий сопровождения и контента для учебного процесса по программам среднего общего и высшего образования.

Уточним, что существуют как умеренные, так и оптимистические оценки рынка. Как сообщается в аналитическом докладе Яндекса, на Россию приходится 0,5% мирового рынка онлайн-образования, а тот, по оценке EdTechXGlobal, в 2020 году возьмёт планку $252 млрд. Рассчитываемый из такой динамики объём рынка на 2020-й находится на уровне 80 млрд руб.

Как подсчитали в NeoAnalytics, в 2018 году объём рынка дистанционного образования в России составил около 28,9 млрд руб. По прогнозу NeoAnalytics, на протяжении 2019–2021 гг. Рынок будет расти приблизительно на 17–20% в год и к концу периода будет измеряться суммой 53,5 млрд. руб. при доле 2,6% от всего рынка образования РФ. Аналитики РБК оценивали отечественный рынок EdTech в 30 млрд руб. по результатам 2018 года.

Оценки экспертов лежат в крайне широком диапазоне. По мнению Дмитрия Волошина (Otus.ru), в 2019 году рынок российского онлайн-образования не превышал 21,2 млрд руб. и кастет на 17-27% в год, а значит, по итогам 2020 года не превысит 27 млрд руб. В то же время сооснователь GetCourse Марат Нигаметзянов уверен, что в 2020 году объём рынка достигнет 60 млрд руб.

Такое расхождение в прогнозах может быть связано с тем, что часть денег в онлайн-образовании остаётся в серой зоне, в частности плата за репетиторские c2c-услуги (скайп-репетиторство), или с трудом поддаётся подсчёту по иным причинам (в случае с корпоративным сегментом — ввиду общей непрозрачности b2b-платежей для внешнего анализа). Кроме того, к высоким оценкам подталкивают темпы роста лидеров индустрии.

Эксперты исследовательского проекта РБК считают, что российский рынок EdTech ещё в 2018 году преодолел отметку 30 млрд руб. Около трети суммы, точнее, 9,625 млрд руб. — это выручка топ-35 игроков индустрии. По словам Натальи Царевской-Дякиной, генерального директора акселератора Ed2, главные, наиболее фінансово ёмкие направления российского рынка технологичных проектов в образовании — детское и взрослое дополнительное образование, исчисляемые 10 млрд руб. и 15 млрд руб. в год соответственно. Сооснователь платформы Skyeng Александр Ларьяновский, со своей стороны, полагает, что онлайн-бизнес в ДПО будет расти опережающими темпами — на 100–200% в год.

 
Тренды российского рынка онлайн-образования

Российские стартапы в сфере онлайн-образования закрепляются за пределами родины и стран СНГ. К давно присутствующим на международном рынке компаниям наподобие, iSpring и Нетологии-групп, присоединились такие игроки, как: ― «Алгоритмика» (более 18 стран присутствия, включая Австралию, Индию, Китай, Мексику, США и Эквадор); ― «Учи.ру» (действует на крупных EdTech-рынках, в том числе в Бразилии, Индии, Канаде, Китае и США); ― Puzzle English (ориентируется в международной экспансии на испаноговорящие и франкоговорящие страны); ― StudyFree (выходит в основном на развивающиеся рынки Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки). Также вскоре после своего открытия в 2019 году вышел на американский рынок Яндекс.Практикум.

За 2017–2019 годы в отрасли сформировалось понимание, представители каких профессий нужны новой образовательной среде. Крупные игроки рынка открывают центры обучения кадров для онлайн-образования: среди востребованных специалистов продюсеры образовательных проектов, instructional designers, методологи, сценаристы, руководители онлайн-школ, маркетологи онлайн-школ. Примеры: EdMarket и School of Education.

Возникают новые типы посредников и сервисных структур. Например, продюсерские центры, которые реализуют запуск онлайн-школ и курсов «под ключ».
Растут и зарплаты востребованных специалистов онлайн-образования. Усиливается соперничество за топ- и миддл-профессионалов между игроками EdTech-рынка.

Конкуренция между игроками практически во всех сегментах усиливается, невзирая на то, что успешные компании растут на 40–300% в год. Особенно явно нагнетается противоборство в зонах сформированного спроса: здесь всё чаще идут битвы маркетинговых бюджетов.

Стремительными темпами растёт число онлайн-школ на базе специализированных платформ и акселераторов, например, GetCourse. Во многом их стараниями порог входа на рынок онлайн-образования в Рунете ощутимо снизился. Однако превращение образовательного микробизнеса в средний и тем более крупный теперь гораздо более трудоёмкий процесс, чем в 2016–2017 гг.

Экосистемо-образующие компании Рунета воспринимают онлайн-образование как одно из важнейших направлений развития. Осенью 2019 года Яндекс декларировал намерение вложить в EdTech-проекты (как собственные, так и сторонние) 5 млрд руб. в ближайшие три года. Mail.ru Group в начале 2019 года стала совладельцем сервиса Skillbox и на протяжении года довела свою долю в би знесе до контрольной — в дополнение к полученному в 2016 году контролю над GeekBrains. В начале 2018 года Сбербанк представил Школу 21, которая предлагает бесплатное обучение IT-разработке.

Лидерство во всех сегментах по-прежнему удерживают игроки, которые изначально фокусировались на онлайн-образовании, а не гиганты со смежных рынков. Однако в 2020–2021 гг. индустрия будет пополняться новыми проектами от корпорацій извне EdTech: enterprise-бизнес заинтересован запускать собственные сервисы и платформы для построения собственных EdTech-экосистем.

Во второй половине 2018-2019 году в российском EdTech появилось немало новых игроков без опыта как в онлайн-, так и в традиционном образовании. Они агрессивно борются за аудиторию — от части копируя успешные бизнес-модели старожиловрынка, отчасти заступая в новые и малоосвоенные ниши (в non-work ДПО и хобби-тематиках). Согласно опросу, проведённому в рамках проектаБарометр онлайн-образования среди более чем 1 тыс. основателей онлайн-школ, 34% из респондентов обладают опытом в бизнесе, вместе с тем целых 56% никогда ранее не занимались образованием.

Как показывает Барометр онлайн-образования, средний чек по большинству учебных программ и онлайн-курсов на рынке находится в пределах 10–50 тыс. руб. Средний чек зависит от сегмента, тематики курса, бренда платформы и автора и других факторов.

Одна из пока слабо освоенных и стремительно растущих ниш в российском онлайн-образовании — обучение «синих воротничков». В РФ на конец 2019 года насчитывается порядка 30 млн квалифицированных рабочих, и лишь малая часть из них охвачена современными образовательными решениями.

Быстро увеличивается доля «non-work ДПО» и «хобби-обучения» — с 19% в начале 2018 года до 27% в его IV квартале. Среди популярних направлений — деловые компетенции, финансы, живопись, прикладные навыки дизайна и декора, мотивационные курсы.

Окончательно закрепился в России общемировой тренд на p2p-обучение. Пример — учреждённая Сбербанком Школа 21.

 
Инвестиции в российский EdTech

С августа 2017 года по октябрь 2019 года мы зафиксировали 45 публичных сделок в российском онлайн-образовании. Достоверно известен размер лишь 33 из них, и в совокупности они измеряются суммой $55 млн.

Однако с учётом экспертных оценок непубличных сделок мы предполагаем, что объём финансовых вливаний в рынок за указанный период состави не менее $80 млн.

Между тем величина раундов неизвестна в случае с рядом наиболее крупных инвестиций и M&A-операций. Достаточно сказать, что не раскрываемый размер сделки по покупке 40% акций Нетологии-групп структурамиСевергрупп в конце 2017 года в разы превышает среднюю величину сделки в отечественном EdTech. Ориентировочная стоимость пакета восстанавливается по предположительной оценке всей компании на тот момент — $50–60 млн (в 2018 — начале 2019 года её капитализация колебалась в диапазоне $72–78 млн), тогда как cash-in в бізнесНетологии, согласно различным источникам, составил $5–10 млн.

Точно так же предметом дискуссий остаётся сумма, за которую Mail.ru Group приобрела в общей сложности 60,3% образовательной платформы Skillbox, одного из лидеров отечественного EdTech с выручкой порядка 341 млн руб. по результатам 2018 года.

По нашим расчётам, средний размер венчурной сделки в российском онлайн-образовании за два года находится на уровне $1,6 млн. Скромное по мировым меркам значение объясняется в первую очередь тем, что среди обнародованных инвестиций заметная часть приходится на посевные и предпосевные раунды. В то же время 9 сделок из 33 измеряются суммой не менее $2 млн.

Наши расчёты в основе своей сходятся с оценкой EdCrunch, согласно которой в России за минувшие пять лет инвестиции привлекло менее 70 образовательных проектов при средней величине сделки не более $2 млн.

По инсайдерской информации, общее число сделок в онлайн-образовании на российском рынке как минимум в полтора раза превышает количество открыто проанонсированных. Также следует отметить, что мы учитывали только венчурные сделки и оставляли за скобками пряме инвестиции и те вложения, формат которых невозможно установить.

В результате, например, за скобками исследования остались инвестиции в обучающее приложение Castle Quiz от фонда Прообраз, а также кейс сети школ программирования для детейЮниорКод, в который инвестировал томський предприниматель Александр Семенцов. Мы не учитывали и вложения в адаптивную платформу для корпоративного обучения GrowTalent, сделанные частным инвестором.

Также мы не учитывали часть инвестиций, о происхождении и времени которых нет точной информации. В частности, достоверно известно об инвестициях в Mishka AI в размере 8,7 млн руб. от акселератора Starta, но в совокупности, по словам основателей проекта, за 2017–2019 гг. они привлекли 28 млн руб., в том числе от фонда TealTech. Дополнительные 19,3 млн руб. ($296 тыс.) не были приняты во внимание в наших расчётах.

В случае когда проинвестированный бизнес находился на стыке двух и более направлений, мы относили его к EdTech, если образовательная компонента является неотъемлемой частью core service: например, мы причислили платформу для тренировки будущих киберспортсменов Learn 2 Play к направлению онлайн-образования.

Независимые оценки инвестиций в отечественный EdTech практически отсутствуют. Согласно совместному отчёту RB Partners, RMG Partners и Firrma, во втором полугодии 2017 года на сделки в сфере образования в российском венчуре (без учёта b2b-сегмента) пришлось около $8 млн, или 520 млн руб. В 2018 году, показывает аналитика Inc. и РВК, в образовательные проекты было инвестировано около 138,1 млн руб. (или порядка $2,1 млн). Между тем только за первую половину 2019 года, если верить тому же источнику, в рассматриваемом сегменте было заключено сделокна целых 422 млн руб. (около $6,5 млн). Таким образом, с июля 2017 года по июль 2019 года в локальные EdTech-проекты было зложено приблизительно $16,6 млн. С нашей точки зрения, это крайне консервативная оценка.

Есть и значительно более оптимистичные оценки. Согласно результатам анализа, проведеного венчурным инвестором Алексеем Соловьёвым, в одном только 2019 году инвестиции в российский EdTech могли измеряться суммой на уровне $55–75 млн.

Таким образом, с учётом экспертных оценок непубличных сделок и сделок неуточнённой величины, достоверно будет предположить, что движения венчурного капитала в российском онлайн-образовании сгенерировали за период с августа 2017 года по октябрь 2019 года не менее $80 млн.


Значимые сделки 2017–2019 гг.

2017

В августе 2017 года стало известно о том, что структуры Севергрупп купили 40% акции образовательного холдинга Нетология-групп.

2018

В начале 2018 года фонд Baring Vostok получил миноритарную долю в бизнесе онлайн-школы английского языка Skyeng, предположительно за сумму порядка $15 млн.

Осенью 2018 года Mail.ru Group купила 11,7% компании Алгоритмика. Исходя из годовой выручки проекта, подсчитанной составителями рейтинга РБК (143 млн руб. за 2018 год, или $2,2 млн), при мультипликаторе на уровне x4 стоимость пакета могла составить $1,0–1,2 млн.

2019

Летом 2019 года было официально заявлено о том, что фонд Skolkovo Digital и другие инвесторы вложили 390 млн руб. (около $6 млн) в онлайн-платформу Maximum Education.

Также в течение 2019 года Mail.ru Group довела до 60,3% свою долю в бизнесе ДПО-платформы Skillbox (сумма сделки не обнародована).


Инвестиции: тенденции и факты

За отчётный период по итогам анализа агрегированных нами данных выделяются следующие топовые направления инвестиций:

― общее среднее и дополнительное школьное образование (12 сделок);
― языковое обучение (9 сделок);
― дополнительное профессиональное образование, или ДПО (9 сделок);
― корпоративное образование (5 сделок).

В дополнительном школьном образовании наиболее выражен интерес к обучению детей программированию онлайн или по смешанной модели. В дополнительном профессиональном образовании — обучение взрослых современным digital-специальностям, в первую очередь IT.

Если говорить о целевой аудитории и нише, больше всего инвесторы верят в продукты и сервисы на ниве дополнительного школьного образования и ДПО, лежащие в плоскости навыкового обучения (в частности, обучения программированию).

Что касается типов проектов, то максимально привлекательны платформенные решения, формирующие инфраструктуру в своём направлении образования, например Фоксфорд и Учи.ру.

В мировом масштабе проникновение EdTech-решений наиболее заметно в сегментах школьного и дополнительного профессионального образования. При этом наблюдаются региональные особенности распространения EdTech в формальних образовательных средах, что находит отражение в практиках инвестирования. Так, в США две трети всех EdTech-инвестиций сконцентрировано в сегменте продуктов для школ и вузов, что связано с высоким уровнем цифровизации и частого финансирования этих институтов. В Европе, напротив, лишь 20% инвесторов готовы вкладываться в подобные проекты из-за ограниченной цифровизации и длительного цикла продаж.

Если говорить в целом о распределении EdTech внутри отдельных сегментов рынка образования, то, по оценкам Агентства инноваций Москвы, проникновение образовательных онлайн-технологий на зарубежных рынках происходит с заметно большей равномерностью, чем в России. Аналитика, представленная агентством, отражает ситуацию на московском рынке в сравнении с глобальным, однако мы полагаем, что, будучи флагманским сегментом российского EdTech, московский рынок задаёт тенденции и наблюдаемые диспропорции в столице когут реализоваться и в общероссийских масштабах. В Москве наиболее высоко проникновение EdTech- решений в сегменте дополнительного профессионального образования, а также школьного образования (включая дополнительное школьное), но, в отличие от мирового рынка, практически не представлены сервисы для дошкольников и решения в сегменте высшего образования.

Практически все из наиболее щедро проинвестированных в 2017–2019 гг. EdTech-проектов, включая Нетологию и Skyeng, открыли в эти годы направления, фокусирующиеся на корпоративном образовании. С одной стороны, для них это логический путь развития, с другой — фактор, повышающий их инвестиционную привлекательность. Достаточно сказать, что, согласно отчёту Всемирного экономического форума, приблизительно 70% российских компаний оказались готовы переучить своих сотрудников к 2020 году. Экспансия онлайн-игроков рынка в корпоративный сектор, таким образом, остаётся стратегически важной точкой роста для образовательного бизнеса. Однако опит последних двух-трёх лет показал, что развитие в этом направлении встречает препятствия, для преодоления которых ещё не выработаны эффективные и реплицируемые решения.

Львиная доля венчурного капитала, влитого за эти годы в российское онлайн-образование, исходит от российских же инвесторов. С участием зарубежных игроков было совершено лишь 4% сделок (9 шт.), что сопоставимо с показателями 2014–2016 гг. Вместе с тем инвесторы российские теперь чаще вкладываются в EdTech-стартапы, изначально нацеленные на международную экспансию. Видимо, их вдохновляет, как развивают бизнес в других странах такие проекты, как Учи.руи iSpring. Кроме того, сказывается общая конъюнктура венчурного рынка (чем дальше, тем сложнее добиться следующего инвестраунда тем b2c-стартапам, геном которых рассчитан только на локальную аудиторию).

Примечательно, что лишь шесть компаний — Нетология, Maximum Education, Skyeng, Wikium, MEL Science, ProctorEdu — из тех, инвестиции в которые за период с марта 2014 года по март 2016 года мы зафиксировали в исследовании Edmarket.Digital-2017 — получили повторне инвестиции за август 2017-го — октябрь 2019 года. Можно заключить, что классический «инвестиционный маршрут», с последовательным венчурным финансированием стартапа, в Рунете пока доступен флагманам EdTech-индустрии, а большая часть вложений носит точечный характер. Однако есть предпосылки к изменению инвестклимата в благоприятную сторону.

Наиболее активные в EdTech-игроки венчурного рынка — это Mail.ru Group, Skolkovo Digital, Buran Venture Capital, Prostor Capital, частные инвесторы Сергей Солонин и Александр Рудик, ФРИИ. С точки зрения количества проведеннях сделок, лидируют Сергей Солонин и Александр Рудик. Если же говорить о крупных раундах, то большинство активных на рынке онлайн-образования фондов за минувшие два года провели по одной масштабной сделке.

На текущий момент в России с EdTech работает 10–12 фондов, способных инвестировать от 50 млн руб. за раунд.

 
Сценарии развития российского рынка онлайн-образования

Как мы и прогнозировали в исследовании Edmarket.Digital-2017, вес наращивают крупне digital-компании широкого профиля и корпорации, в первую очередь Mail.ru Group, “Яндекс, Сбербанк. Эти компании не просто экспериментируют с онлайн-образованием, а строят экосистему вокруг EdTech. В их картине мира инвестиции в сторонние продукты и сервисы, в том числе через акселерационные программы, сочетаются с самостоятельным запуском образовательных проектов. Почти у всех структур такого рода есть собственные EdTech-проекты: у Сбербанка — Школа 21, у МТС с его MTS Startup Hub — Smart University, у ЯндексаЯндекс.Практикум, Яндекс.Образование и т.д. Также и не замеченный пока в венчурной активности на рынке EdTech Мегафон запустил свой агрегатор онлайн-курсов в ДПОМегаФон.Образование.

В обсуждении с экспертами мы выделили три возможных сценария развития российского рынка онлайн-образования.

1. Кластеризация и стратификация российского EdTech с формированием корпуса лидеров — нескольких крупных профильных компаний (как уже существующих, так и, возможно, новых).

На рынке EdTech пока не произошло радикальных изменений наподобие тех, что претерпевает e-commerce, где набирают силу такие игроки, как «Беру.ру» (совместный проект «Яндекса» и Сбербанка). Мне видится предпочтительным такой сценарий развития индустрии, при котором в отечественном EdTech сформируются и укрепят позиции гиганты, сравнимые по капитализации и общему масштабу с Avito и HH. Это вполне возможно. Для рынка будет полезнее, если компании в онлайн-образовании сохранят свою специализацию и независимость, пусть и расширяясь за счёт смежных сегментов.

2. Консолидация российского EdTech, при которой ведущими силовыми центрами рынка становятся корпорации — как традиционного типа, так и мощные интернет-игроки: Яндекс, Mail.ru Group, Сбербанк, МТС.

3. Сохранение текущего положения вещей, то есть высокой фрагментированности рынка, острой конкуренции и постепенного снижения прибыльности в высококонкурентных сегментах рынка EdTech.

В первом и третьем сценариях, по мнению опрошенных нами экспертов по венчурному бизнесу, корпорации, прежде всего упомянутые нами Яндекс, Mail.ru Group и Сбербанк, в ближайшие годы будут нацелены скорее на создание собственных самодостаточных EdTech-экосистем, чем на инвестиции в сторонние проекты. Таким образом, надежды, что подобные организации станут крупнейшими стратегами изаконодателями в отечественном EdTech, когут не оправдаться.

Преобладают в венчурной панораме российского EdTech частные фонды и фонды с госучастием, меньше активность независимых частных инвесторов, включая бизнес-ангелов.
Как мы упоминали ранее, согласно измерениям РВК и Inc., в 2018 году произошёл ощутимый спад инвестиционной активности в российском EdTech. Несмотря на более чем скромную, на наш взгляд, количественную оценку рынка в указанном источнике, она верна в качественном отношении: по нашим подсчётам, за 2018 год в проекты из сферы онлайн-образования из числа тех 33, размеры инвестиций в которых достовірно известны, было вложено всего $13,8 млн — притом что всего с августа 2017 года по октябрь 2019 года в отечественный EdTech влили как минимум $55 млн. Однако как по динамике венчурной активности, так и по оценкам экспертов видно, что со второй половины 2018 года по текущий момент интерес инвесторов к образовательным проектам вернулся и продолжает расти.

Впрочем, по отношению к периоду 2014–2016 гг., когда, по нашим расчётам, общий объём инвестиций в течение каждого отдельно взятого года ни разу не превысил $10 млн, рост показал даже 2018 год с объёмом инвестиций в EdTech по меньшей мере на уровне $13,7 млн.

Отметим, что в целом инвестиционная привлекательность EdTech за последние три года заметно повысилась. В соответствии с исследованием «Стартап Барометр 2019», без малого пятая часть российских стартапов сегодня — проекты в сфере образования. В дополнение к тому онлайн-образование сейчас входит в топ-5 приоритетных направлений как для инвесторов, так и для стартаперов.

Следует добавить, что, согласно опросу, проведённому составителями отче та «Барометр онлайн-образования», 20% молодых российских EdTech-компаний за последний год (на сентябрь 2019 года) получили выручку свыше 10 млн руб.; эта доля даже чуть выше, чем в бреднем по отечественной стартап-индустрии (16%).


Какие продукты могут быть востребованы российскими инвесторами уже в ближайшем будущем?

По мнению участников российского рынка EdTech, наибольшим спросом в ближайшей перспективе будут пользоваться образовательные онлайн-программы и курсы для различных целевых аудиторий, а также решения для создания собственного образовательного контента.

Например, в сегменте школьного образования наблюдается сформированный спрос на сервисы для управления административными процессами (приём документов от поступающих, планирование деятельности учебного заведения и пр.) и для коммуникации (между сотрудниками, с учениками и / или родителями). Директора школ также заинтересованы в инструментах для создания проверочных материалов и собственных учебных курсов. Начинает формироваться спрос на продукты для развития преподавательских навыков и профориентации учащихся.

Акселераторы как одна из опор будущего EdTech

В 2017–2019 гг. заметно увеличилось число акселераторов, ориентированных на работу в поле онлайн-образования. Это знаменует переход рынка к более системной работе с объектами инвестиций, в том числе с целью снизить их итоговуюсмертность и привить market-driven мышление в разработке образовательных продуктов и сервисов.
Рынок настолько молодой, что до сих пор нет профильных фондов с фокусом на EdTech. Только-только появились профильные акселераторы. Однако на конец 2019 года в стадии формирования находилось три фонда, нацеленных на инвестиции в EdTech или технологии в образовании.

Продолжает проводить наборы бизнес-акселератор образовательных проектов «Лобачевский». В числе выпускников его программы — приложение VRScience.
В 2017 году был запущен акселератор для проектов в сфере онлайн-образования ED2 EdTech. Партнёр инициативы — компаніяИннопрактика, оператор — Global Venture Alliance. Участие в программе для стартапов бесплатное и не требует отчуждения доли бизнеса в пользу площадки. В числе финалистов программы — проекты LanguageHeroes, Phoenix Education, Sikorsky Academy, VR Concept.

Также в 2018 году открылся Фонд поддержки социальных проектов при АСИ, акселерационная программа которого нацелена в том числе на молодые образовательные компании. Среди её выпускников — Lampa.io и Кубок ЕГЭ.

В 2018 году начал действовать совместный акселератор 500 Startups и Сбербанка, в чьи приоритеты входит EdTech; его программу прошли, в частности, Mishka AI и ProctorEdu. Участникам второй волны Сбербанк 500 Startups с высокими промежуточными результатами будет выделено по 6 млн руб. в формате конвертируемого займа в 5% уставного капитала бизнеса.

Свой акселератор для образовательных стартапов — Startup.EdMarket — открыла в октябре 2019 года Нетология-групп. Создателям наиболее перспективных проектов будут предложены инвестиции в размере до 10 млн руб. Площадка предусматривает несколько форматов участия:

 ― платную акселерацию без вхожденияНетологии в капитал стартапа;
― бесплатную, за 10%-ю долю в компании;
― бесплатную, за процент от будущих продаж.

Суммарно на горизонте четырёх лет Нетологиясобирается инвестировать в 10–15 проектов, получив 30–60% в их бизнесе.

В 2017–2019 нарастил присутствие на рынке акселератор онлайн-школ Accel. К традиционным бизнес-акселераторам его отнести нельзя: фактически компания продаёт инфопродукт, на базе которого предлагает запускать собственные образовательные продукты.

В конце октября было объявлено об открытии EdTech Accelerator Daniil (основатели — Кирилл Захарин, Оксана Алексеенко, Алексей Якубан). Его акселерационная программа предполагает, в числе прочего, грант на $50 тыс. Наиболее перспективным стартапам.

Актуальные инвестиционные инициативы

К концу 2018 года издательство Просвещениедоговорилось с ФРИИ об открытии совместного акселераторе EdTech-проектов. Расчётный объём инвестиций — до 3 млрд руб. (+500 млн руб. Со стороны ФРИИ, итого приблизительно $54 млн). Несколько таких инвестиций нашло отражение в нашем реестре сделок.

Летом 2019 года было окончательно утверджено соглашение о запуске Фонда развития образовательных технологий в рамках федерального проекта “Кадры для цифровой экономики. Его целевой размер — 6,9 млрд руб. (около $105 млн). До конца 2019 года РВК предполагал выбрать управляющую компанию для фонда (насколько нам известно, такая компания пока не найдена).

В сентябре Яндекс опубликовал план по развитию своей «Образовательной инициативы». На протяжении следующих трёх лет компанія собирается инвестировать 5 млрд руб. (порядка $77 млн) в образовательные проекты в сфере школьного, высшего и дополнительного профессионального образования.

Запущенный в 2019 году инвестиционный маркетплейс United Investors (учредители — Аркадий Морейнис, Александр Горный, Алексей Черняк) также держит в фокусе индустрию EdTech.

Обещает быть активным в сфере онлайн-образования и фонд Московского инновационного кластера, документы о создании которого были подписаны в апреле 2019 года.
Поддержать перспективные образовательные стартапы собирается также руководство корпорации Российский ученик (о финансовой стороне возможного взаимодействия пока неизвестно). Ранее, в октябре 2018 года, “Российский ученик и компания ЯКлассдоговорились совместно разрабатывать образовательные сервисы для учителей и школьников.

Что касается государства, то, хотя оно усиливает внимание к EdTech, его собственные начинания на ниве онлайн-образования, такие как Национальная технологическая инициатива и Университет 20.35, пока не оказывают существенного влияния на состояние рынка. Вероятнее всего, значительная часть государственных средств, выделяемых на поддержку цифровых технологий в образовании, будет пущено на проекты инфраструктурные, связанные с госинициативами.

Вместе с тем нельзя не упомянуть как о значимом прецеденте о партнёрстве Яндекса иУниверситета 20.35, которые договорились о запуске совместной образовательной программы по анализу данных: разработанная командойЯндекс.Практикума, та будет доступна с декабря 2019 года онлайн, на платформе университета, студентам 100 российских вузов. Если ландшафт отечественного онлайн-образования в обоз римом будущем и претерпит заметные изменения под. влиянием государства, то именно за счёт подобных коллабораций между ним и частным бизнесом.

С точки зрения инвестиционной «хайповости» EdTech как ниша находится на пике. Есть вероятность того, что в 2020 году, перевалив через этот пик, она медленно пойдёт на убыль. Не состоялся запуск фонда РВК на 6,9 млрд руб., но, возможно, будут реализованы планы «Яндекса» вложить в образовательные проекты порядка 5 млрд руб. На протяжении ближайших трёх лет. В индустрии достаточно обширный пайплайн EdTech-стартапов, которые способны принять эти инвестиции.


Основные выводы

С августа 2017 по октябрь 2019 года в российском EdTech наша исследовательская группа зафиксировала сделок на $55 млн (мы принимали во внимание исключительно те, данные о которых достоверны и официально обнародованы). Общий же объём инвестиций, согласно экспертным оценкам и по косвенным данным, мог превысить $80 млн.
2019 год стал рекордным для российского онлайн-образования: только за период с января по август в отрасли было совершено инвестиций как минимум на $34,5 млн.

Наиболее актуальные и инвестиционно привлекательные направления в российском EdTech совпадают с общемировыми. Это в первую очередь:

― общее среднее и дополнительное школьное образование
― дополнительное профессиональное образование;
― корпоративное образование.

Большая часть публичных сделок в российском EdTech осуществляется при участии местных игроков. Лишь к 4% обнаруженных нами сделок были причастны зарубежные интересанты.

Наиболее активные в EdTech на протяжении 2018–2019 годов игроки венчурного рынка: Mail.ru Group, Skolkovo Digital, Buran Venture Capital, Prostor Capital, частные инвесторы Сергей Солонин и Александр Рудик, ФРИИ.

Выделяются три основных сценария развития российского рынка онлайн-образования:

1. Кластеризация и стратификация российского EdTech с формированием корпуса лидеров.
2. Консолидация российского EdTech, при которой ведущими силовыми центрами рынка становятся корпорации.
3. Сохранение текущего положения вещей c высокой фрагментированностью рынка.

Источник: Исследование российского рынка онлайн-образованияhttp://research.edmarket.ru/